Использование щебенки для строительства дорог
Щебень – популярный стройматериал. Он используется при выполнении разных работ: производстве бетонов, изготовлении фундаментов, в ландшафтном дизайне, дорожном строительстве.
К материалу, применяемому для строительства дорог, предъявляются особые требования. От его прочности и используемой фракции зависит долговечность и качество изготавливаемого дорожного полотна, безопасность водителей и пассажиров. Почти половина стоимости полотна дороги обычно приходится на щебенку. Изготовить качественное дорожное покрытие без этого материала невозможно.
Щебенку используют для изготовления асфальта, строительства железных, асфальтированных, грунтовых дорог, для отделки обочин и ямочного ремонта.
Как выбрать щебенку для дорог?
Дорога – это место, на которое приходятся интенсивные механические нагрузки, вызываемые передвижением транспортных средств. Эти нагрузки могут иметь разную интенсивность. Поэтому для дорог каждого типа используются определенные эксплуатационные нормативы.
Самые большие нагрузки приходятся на федеральные трассы. По ним часто проезжают многотонные грузовики. Эти трассы должны иметь самое прочное и долговечное асфальтовое покрытие. Для их изготовления используют самые качественные материалы. Щебень в этом случае берут гранитный, так как он является наиболее прочным и морозостойким. Для обычных дорог, особенно проселочных, можно использовать менее крепкую и более дешевую щебенку, так как движение по ним менее интенсивное.
Виды щебня для разных видов дорог
- Грунтовые. Дороги этого типа прокладывают в сельской местности, в тех местах, где содержание асфальтированных полотен представляется нецелесообразным. Они не требуют частого ремонта, поскольку в сутки по ним проезжает не более одной или двух сотен машин. На поверхности грунтовых дорог нередко образуются глубокие колеи от грузовых машин, также их часто размывает дождями. Если на грунтовую дорогу будут приходиться значительные нагрузки, ее обычно изготавливают с использованием щебня из гранита, габбро-диабаза, амфиболита, серпентинита, диорита. Если существенных нагрузок не предвидится, подойдет щебенка для дорог, изготовленная из известняка или мрамора.
- Асфальтированные. С помощью щебня для дорожного строительства изготавливают нижний и верхний дорожные слои, также его применяют для ремонта дорожных покрытий. В подавляющем большинстве случаев асфальтированные дороги изготавливают с использованием прочного гранитного щебня.
- Железные. Находясь рядом с железнодорожным полотном, можно увидеть, что его основанием является толстая насыпь из щебенки определенной фракции. Данный метод изготовления железных дорог используется повсеместно, так как помогает не допустить преждевременного разрушения железнодорожных путей и является одним из наиболее практичных. Насыпной щебень обеспечивает фиксацию рельсов и шпал, расположенных на его поверхности. По железным дорогам перемещаются тяжелые составы, создающие большие механические нагрузки, в том числе, вибрационные. Сильная вибрация способна разрушать железнодорожные полотна. Чтобы не допустить этого и стабилизировать пути, под них помещают балластную щебневую подушку, не допускающую проседания рельсов. Важно, чтобы применяемый для этой цели щебень обладал низкой электропроводностью. При применении такого материала сигнальные импульсы проходят только по стальным рельсам. Еще одной функцией щебенки в железнодорожном строительстве является отведение влаги от железнодорожного полотна во время ливней. Благодаря использованию крупной щебенки, вода легко просачивается между нею, что дает возможность не допустить размывания железнодорожных путей и остановки движения составов на время их ремонта. Благодаря высоким дренажным свойства щебня, пользоваться железнодорожным транспортом можно даже в период паводков, не боясь дальнейшего разрушения. В железнодорожном строительстве используют амфиболит и гранит. Это очень прочные магматические породы. Они характеризуются низкой истираемостью, высокой морозостойкостью, устойчивостью к существенным статическим и динамическим нагрузкам.
Также щебень активно используется для обустройства дорожек, ведущих к частным домам. Они испытывают минимальные нагрузки, поэтому изготавливать их можно с применением щебенки небольшой прочности – например, известняковой.
Характеристики дорожного щебня
При покупке щебня для строительства дороги необходимо учесть множество различных нюансов. Важно обратить внимание на следующие характеристики:
- Прочность. Для изготовления автомагистралей с большой нагрузкой подходят марки М1200-М-1400. Эти разновидности щебенки являются наиболее прочными, они не дробятся даже в случае серьезного воздействия. Изготавливаются они из амфиболита, гранита. Автодороги со средним трафиком изготавливают из марок М800-М1000. Грунтовые дороги делают из щебня М600-М800. Этот же материал используют для создания временных дорог при осуществлении строительных работ. Однако если по ним будет ездить тяжелая техника, необходимо использовать щебенку более крупной фракции.
- Истираемость. Для автодорог с активным трафиком используют щебень с показателем истираемости И1. Если предполагается проезд небольшого количества машин, можно использовать щебень И2 или И3.
- Морозостойкость. При использовании для строительства дороги щебенки недостаточной морозостойкости, замерзающая зимой вода будет постепенно разрушать покрытие. Хорошие показатели морозостойкости имеются у материала марки от F Если есть финансовая возможность, лучше использовать щебенку с морозостойкостью F300-F400. Использование материала с недостаточной морозостойкостью вынуждает впоследствии тратить лишние средства на ремонт дороги.
- Лещадность (форма камней). От этой характеристики зависит качество уплотнения слоя щебня, число промежутков между его отдельными элементами. Чем лучше прессуется материал, тем выше прочность и долговечность дорожного покрытия. Поэтому при изготовлении дорог обычно используют щебенку с кубовидными зернами, имеющими приблизительно одинаковые размеры. Допускается присутствие небольшого количества плоских и игловидных элементов.
- Процент слабых пород. Щебенка не всегда бывает однородной, в ней могут присутствовать включения других, менее качественных пород и чересчур слабых камней. Согласно общепринятым нормативам, их объем в общей массе не должен превышать 5%. При изготовлении грунтовых дорог он может быть немного больше.
- Процент глинистых и пылевидных частиц. Содержание в щебенке таких частиц осадочных и метаморфических пород не должно превышать 3%, а магматических пород – 1%. Для изготовления подушки под полотно дороги можно использовать щебень с пылью, в остальных случаях необходим чистый материал.
Как выбрать щебенку в зависимости от ее фракции?
Выбирая щебень для дорожного строительства, следует исходить из предполагаемых нагрузок на полотно, бюджета на строительство, климатических условий местности и некоторых других факторов. Чаще всего для этой цели используют камни средних и крупных фракций с зернами кубовидной формы.
Наиболее подходящими породами для дорожной щебенки являются гравий и гранит. Гранитный щебень является максимально прочным и долговечным. Гранитная щебенка фракции 40-70 мм используется для изготовления автострад федерального значения, которые нуждаются в стройматериалах повышенного качества, способных выдерживать максимальные нагрузки.
При изготовлении автодорог федерального значения используют дорожный щебень следующих фракций:
- 20-40 мм. Годится для ремонта старых дорожных полотен, у которых удален верхний грунтовый слой либо частично подготовлено основание.
- 40-70 мм. Может использоваться даже для тех участков, на которых верхний слой почвы не срезан и не подготовлена подушка, нет основания. Также подходит для заболоченных территорий, где предполагается проезд тяжеловесной спецтехники. Крупные камни уходят не слишком глубоко в грунт, поэтому без покрытия асфальтовой крошкой, по ним будет неудобно передвигаться велосипедистам и водителям легковых авто.
- 5-20. Щебень такой фракции слишком быстро расползается, уходит в почву. Также он может застревать в автомобильных шинах. Этот строительный материал больше подходит для изготовления садовых дорожек.
Технология изготовления щебня для строительства дорог
В отличие от материалов, которые образуются естественным путем (кварцевого или намывного речного песка, гравия и пр.), щебень изготавливается в искусственных условиях. Его выпускают дробильно-сортировочные предприятия. В большинстве случаев в качестве сырья используют плотные породы.
Технология изготовления щебенки состоит из следующих этапов:
- добыча горной породы;
- доставка сырья на предприятие с помощью мощных карьерных самосвалов;
- измельчение породы путем дробления;
- сортировка, разделение на фракции;
- очистка и обработка материала.
Размеры фрагментов горных пород, используемых в качестве сырья, могут составлять 50 –120 см. Для достижения установленной ГОСТами величины зерен дробление выполняется в несколько этапов.
Предложения нашей компании
Компания «Стройпроект» предлагает приобрести дорожный щебень и другие стройматериалы по низким ценам. Мы продаем строительные материалы разными партиями и отгружаем их в тех объемах, которые необходимы клиентам.
От размера партии зависит стоимость материала. Чем больше объем партии, тем более выгодной для заказчика будет цена дорожного щебня или другого заказываемого у нас стройматериала.
Обратившись в нашу компанию, вы сможете заказать выгодно приобрести дорожный щебень и заказать его доставку по нужному вам адресу. Сделать заказ нужной партии дорожной щебенки вы можете по телефону или через наш сайт. Обращайтесь, представитель компании поможет вам подобрать подходящий вид щебенки, даст полезные советы относительно особенностей использования этого строительного материала, сообщит стоимость заказываемой вами партии, обсудит способ доставки и оплаты. После получения вашей заявки сотрудники компании быстро отгрузят заказанную вами партию щебенки для дорог и оперативно доставят стройматериал по нужному вам адресу.